1. Общие положения
Отдел внутреннего муниципального контроля администрации Советского района (далее-отдел внутреннего муниципального контроля) осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, мониторинг в сфере закупок с использованием Единой информационной системы (далее-ЕИС) и на основе содержащейся в ней информации.
Полномочия городских и сельского поселений в границах Советского района, в части осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок в 2019 году переданы городским поселением Коммунистический, в рамках соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления городских и сельского поселений в границах Советского района органам местного самоуправления Советского района.
Иные поселения Советского района свои полномочия, в части осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок, не передавали.
Контрольная деятельность осуществлялась в соответствии со стандартами проведения внутреннего муниципального финансового контроля, утвержденными постановлением администрации Советского района и определяющими обязательные правила и процедуры осуществления контрольной деятельности отдела внутреннего муниципального финансового контроля, а также, в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля, утвержденным постановлением администрации Советского района от 28.09.2018 №2139/НПА и в соответствии с Порядком осуществления контроля за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденным постановлением администрации Советского района от 08.10.2018 №2180/НПА.
При реализации полномочий по контролю в сфере бюджетных правоотношений, отдел внутреннего муниципального финансового контроля осуществлял:
- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета.
При реализации полномочий по контролю в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд, отдел внутреннего муниципального контроля осуществлял контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд за:
- соблюдением правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон №44);
- определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
- соблюдением предусмотренных Законом №44 требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
2. Основная деятельность
В 2019 году внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений и в сфере закупок осуществлялся на основе годового плана контрольной деятельности отдела внутреннего муниципального контроля (далее-план контрольной деятельности), а так же-внеплановых проверок.
Отделом внутреннего муниципального контроля проведено:
- 5 проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности об исполнении муниципального задания, в т.ч. 5-плановых;
- 6 проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных частью 8 статьи 99 Закона №44, в т.ч. 4-плановых, 2-внеплановых.
На основании соглашения о передаче осуществления части полномочий администрацией городского поселения Коммунистический администрации Советского района на 2019 год от 25.01.2019, проведены: 1 проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения в отношении администрации городского поселения Коммунистический и 1 проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных частью 8 статьи 99 Закона №44 в отношении МБУ КСК «Романтик» п. Коммунистический.
Общий объем проверенных средств составил 659,682 млн.руб.
В результате контрольной деятельности в финансово-бюджетной сфере установлены нарушения, в том числе:
- нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 0,405 млн.руб;
- неэффективное, неправомерное использование бюджетных средств в общей сумме 0,730 млн.руб.;
- нарушение порядка применения бюджетной классификации;
- нарушения установленных требований бухгалтерского учета;
- искажение показателей годовой бухгалтерской отчетности;
В результате контрольной деятельности в сфере закупок установлены нарушения, в том числе:
- нарушение установленных сроков при размещении информации в ЕИС;
-нарушение установленных сроков при утверждении, внесении изменений в планы закупок и планы-графики закупок;
-опубликование недостоверной информации в ЕИС;
-изменение существенных условий контрактов, по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
-нарушение обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
По результатам контрольных мероприятий отдел внутреннего муниципального контроля направлял представления и предписания, с содержанием информации о выявленных нарушениях и предложениями для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недопущению в будущем подобных нарушений, а также о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Осуществлялся контроль за исполнением представлений, все выявленные замечания и нарушения устранены.
По результатам проверок руководителям муниципальных учреждений вынесено 6 представлений и 4 предписания об устранении выявленных нарушений, 12 работников муниципальных учреждений привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также, по итогам контрольных мероприятий возбуждены дела об административных правонарушениях. Сумма поступивших административных штрафов составила 23,8 тыс.руб.
В целях реализации Закона №44, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава Советского района и Постановления администрации Советского района от 30.05.2016 №933 «О Порядке осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Советского района» (с изменениями от 13.02.2017 №199) за 2019 год осуществлена работа по ведению мониторинга закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд Советского района.
В соответствии с распоряжением администрации Советского района от 28.12.2016 №444-р «Об утверждении положения об отделе внутреннего муниципального контроля администрации Советского района» проведение мониторинга закупок товаров, работ и услуг для нужд Советского района возложено на отдел внутреннего муниципального контроля.
Мониторинг закупок осуществляется с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации.
На основании информации, собранной с использованием ЕИС в сфере закупок, объем закупок, предусмотренный планами-графиками закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Советского района за 2019 год составил 1 601 240 281,63 руб., в том числе:
13 Заказчиков Советского района заключили 469 муниципальных контрактов на общую сумму 1 488 766 422,44 руб. (92,98 %).
11 образовательных учреждений Советского района (школы) заключили 205 муниципальных контрактов на общую сумму 112 473 859,19 руб. (7,02%).
Доминирующими закупками являлись: организация питания детей, поставка продуктов питания, приобретение учебной литературы, предоставление коммунальных услуг и услуг энергоснабжения.
Объем муниципальных закупок, осуществленных всеми Заказчиками за отчетный период путем конкурентных способов (аукционы, котировки, открытые конкурсы), составил 1 554 064 990,07 руб.
Исходя из способа определения поставщика, доля от размещенного объема закупок конкурентным способом составляет 97,05%. Наиболее часто используемый способ определения поставщика является электронный аукцион, его доля от размещенного общего объема закупок составляет 93,49% на общую сумму 1 496 994 891,01 рубль.
Неконкурентным способом осуществления закупок являются закупки у единственного поставщика, которые составили 2,95% от суммы всех закупок на общую сумму 47 175 291,56 руб. Данным способом закупались услуги тепло-, водо-, энергоснабжения, закупки для обеспечения нужд учреждений культуры и образовательных учреждений на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (с 31.07.2019 – 600 тыс. руб.).
Анализируя закупки, осуществленные за отчетный период можно сделать вывод, что преобладающим способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отчетном периоде остается электронный аукцион. Удобство закупок в электронной форме, обусловленное минимизацией временных и материальных затрат, делает их наиболее привлекательными для Заказчиков. Такой показатель характеризует высокий уровень прозрачности и доступности осуществления закупок. За весь период 2019 года все конкурентные способы закупки стали электронными
Таким образом, контрактная система обеспечила:
- закупку необходимых товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Советского района;
- экономию бюджетных средств в результате осуществления закупок, используя конкурентный способ определения поставщика (открытый конкурс, запрос котировки, электронный аукцион). Экономия бюджетных средств среди всех 24 Заказчиков Советского района составила 45 432 858,78 руб.
В целях сокращения нарушений законодательства в сфере закупок, Заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В течение 2019 года:
- 5 специалистов прошли обучение по повышению уровня квалификации в сфере закупок:
- 19 специалистов прошли обучение по получению дополнительного профессионального образования в сфере закупок;
- 27 специалистов прошли обучение в целях повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд по Закону №44.
3. Взаимодействие с контрольными органами, органами исполнительной власти, муниципальными учреждениями Советского района
В течение 2019 года отдел внутреннего муниципального контроля взаимодействовал с Управлением Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, службой контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, контрольно-счетной палатой Советского района.
В службу контроля Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отдел внутреннего муниципального контроля направлял информацию о реализации контрольных полномочий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
С контрольно-счетной палатой Советского района осуществлялся обмен информацией о выявленных нарушениях, а также аналитической, статистической, методической, правовой и иной представляющей взаимный интерес информацией. Осуществлялось взаимодействие при планировании, организации, проведении контрольных мероприятий, обсуждение спорных вопросов в применении законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Советского района.
4. Нормотворческая работа, обеспечение публичности
В 2019 году отделом внутреннего муниципального контроля были разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление администрации Советского района от 24.05.2019 №1102/НПА «О внесении изменений в постановление администрации Советского района от 30.12.2013 №4408/НПА»;
2. Постановление администрации Советского района от 24 июня 2019 года №1384/НПА «О внесении изменений в постановление администрации Советского района от 18 января 2017 года №42/НПА»;
3. Постановление администрации Советского района от 03.07.2019 №1489/НПА «О внесении изменений в постановление администрации Советского района от 08.10.2018 №2180/НПА»;
4. Распоряжение администрации Советского района от 18 сентября 2019 №312-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Советского района от 28.12.2016 №444-р»;
Обеспечение публичности отделом внутреннего муниципального контроля в 2019 году заключалось в следующем:
1. Размещение на официальном сайте органов местного самоуправления Советского района следующей информации:
- плана контрольной деятельности на очередной финансовый год и его изменения;
- информации о результатах контрольной деятельности;
- отчета о результатах контрольной деятельности отдела внутреннего муниципального контроля за 2018 год;
- нормативных правовых актов касающихся деятельности отдела внутреннего муниципального контроля.
2. Размещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, информации о проведении контрольных мероприятий, об их результатах, в соответствии с Порядком утвержденным Правительством Российской Федерации.
Начальник отдела
внутреннего муниципального контроля
администрации Советского района Темникова И.В.