Медиация является наиболее мягкой формой альтернативного разрешения споров. Во время процедуры медиации стороны, участвующие в конфликте, самостоятельно приходят к взаимовыгодному решению, опираясь на опыт, знания и умения медиатора.
Подростки часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами.
Школьная среда часто не способствует освоению подростками навыков общения, культурных форм завоевания авторитета и формирования конструктивных способностей взаимодействия с другими людьми, необходимых для будущей жизни. Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются подростками и учителями, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными.
Используемая восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.
Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.
Разрешение спора полностью зависит от воли самих спорящих.
• Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
• При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
• Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
• В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
• При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
• Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
• При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Медиация существует так же давно, как существуют конфликты. Историкам хорошо известно, что издревле медиация применялась при разрешении международных , межэтнических и просто многосторонних споров. Называлось это по-разному: «посредничество», «ходатайство», «предложение добрых услуг». Подобные методы разрешения споров все чаще использовались в тех случаях, когда переговоры заходили в тупик, и для достижения успеха нужно было заставить спорящие стороны понять и принять точки зрения друг друга. Уже много веков назад люди убедились, что при разрешении серьезных разногласий взаимовыгодного, а, главное, жизнеспособного и решения проще добиться переговорами, нежели используя нормы или иерархический порядок.
В настоящее время медиация активно используется в странах Европы, США и в Австралии.
Области применения:
• коммерческие споры
• меж- и внутрикорпоративные споры
• споры в банковской и страховой сфере
• сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон
• конфликты на работе
• семейные споры
• споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью
• медиация в образовании
• межкультурные конфликты, и многое другое
Когда медиация возможна:
• главными являются не правовые претензии, связанные с прошлым, а будущие интересы партнеров по конфликту и возможность сохранения нормальных отношений в перспективе (после развода, в бизнесе и т.д.);
• речь идет о длительных, значимых отношениях (например, если при последствиях развода затронуты интересы детей, или при длительных деловых отношениях);
• на ситуацию оказывают сильное влияние личные отношения и эмоциональная сторона конфликта (как, например, при разногласиях между акционерами);
• стороны предпочитают сохранить полную конфиденциальность, а судебные процессы, как правило, публичны;
• необходимо выработать всеобъемлющее генеральное решение, а правовой спор охватывает (или может охватить) лишь часть проблемы;
• имеют место сложные случаи, которые не могут быть разрешены в интересах обеих сторон (либо могут быть разрешены неудовлетворительно) с помощью права с его бинарным конструктом «да/нет».
Отличия процедуры медиации от судебного разбирательства:
Суд |
Медиация |
Процесс может начаться и вопреки воле одной из сторон |
Процедура медиации подразумевает добровольность |
Судья назначается |
Медиатор выбирается |
Решение принимается в строгом соответствии букве закона |
Решение принимается с учетом интересов сторон, но в рамках закона |
Суд наделен властными полномочиями |
Медиатор не имеет властных полномочий и лишь способствует выработке решения |
Длительная и формализованная процедура |
Ускоренная и неформальная процедура |
Публичность процесса |
Конфиденциальность |
Состязательность сторон |
Сотрудничество сторон |
Преимущества медиации
1. Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
2. При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
3. Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.
4. В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
5. При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.
6. Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.
7. При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.
Таким образом, чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В декабре 2015 года на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» создана муниципальная служба примирения. Ее основной целью является распространение среди учащихся, родителей и педагогов цивилизованных форм решения конфликтов.
В результате применения восстановительных технологий в 2015 году удалось закончить примирением сторон 12 из 14 примирительных встреч по следующим вопросам:
- межличностные, детско-родительские взаимоотношения;
- проблемы в межличностных взаимоотношениях между учащимися (взаимные оскорбления);
- причинение незначительного материального ущерба;
- длительные пропуски занятий в результате конфликта.
В двух случаях получен отказ от примирительных встреч в виду категорического нежелания жертвы встречаться с обидчиком.
В территориальную службу примирения могут обращаться родители, администрация школ, педагоги и сами учащиеся по возникшим проблемам в разрешении ситуаций конфликтного характера.
Обратиться можно по тел. 3-74-10 или же отправить заявку на электронный адрес parus-sov@yandex.ru
Помните - безвыходных ситуаций не бывает.