1. Своевременное выявление (по эмоциональным и поведенческим признакам дезадаптации), для этого используем метод наблюдения, беседы с подростком, анализа творчества (рисунков и стихов), многое могут пояснить родители и друзья. Первый этап взаимодействия самый сложный: ребенок не хочет говорить, вы не знаете, что спросить.
2. Определяем личностные особенности (вспыльчив, обидчив, замкнут и т.д.), все это может говорить об эмоциональной нестабильности, а значит и риске суицидоопасного поведения.
3. Анализируем - имел ли ребенок опыт кризисной ситуации ранее и как он справился с ней, что он тогда делал, как это было, кто помогал и т.д. ( если ранее имел место положительный исход событий, то это закрепляется в сознании, так же как, к сожалению, и отрицательный опыт). Не бойтесь задавать открытые вопросы о смерти, этим вы не спровоцируете суицидальные мысли, как думают многие, скорее напротив умалчивание данной темы не даст ребенку возможности сказать о ней ( «Не возникает ли у тебя желания совершить самоубийство?», «Что тебя держит?» ( в норме человек найдет множество причин, которые его держат в жизни: мама, друзья, любовь, семья, дети и др., но! если человек отвечает, что не собирается сводить счеты с жизнью, но не может вам назвать причины, которые его держат от этого, то он говорит неправду. Используйте названные антисуицидальные факторы – это единственные ниточки, которые есть у вас.
4. Помните, что сознание суицидента сужено, предложите ему несколько вариантом выходя из его ситуации, обговорите их, возможно, в силу неопытности, подросток просто не видит иных выходов.
5. Акцентируйте внимание на сильных сторонах ребенка, на положительных исходах ситуации, проанализируйте его прошлые достижения («ты же тогда смог, ты же сам это сделал»), не обсуждайте личностную несостоятельность ребенка в данной ситуации.
6. Предложите и организуйте встречу со специалистом-психологом; встретьтесь с родителями подростка.
7. Разговаривайте с ребенком, столько, сколько потребует ситуация, возможно на это уйдет 2-3 часа. Никогда не обещайте подростку держать его планы в отношении суицида в тайне! Спросите его разрешения обратиться к значимым для него лицам: друзьям, тренеру, определенному педагогу, в острой ситуации нужно сказать, что вы это обязаны сделать по закону.
8. Чего делать нецелесообразно, бесполезно и даже опасно: увещевать, порицать, ругать, оказывать давление, вести разъяснительную беседу, навязывать позитивные решения
Важно: снизить эмоциональное напряжение, прояснить ситуацию, найти альтернативные варианты выхода.
9. И помните, что за суицидом, чаще всего стоить не желание смерти, как таковой, скорее нежелание жить так, как сложились обстоятельства - помоги найти выход!