Конструктивный подход в общении со своим ребенком - это подход который лучше всего поможет вам в тех случаях, когда общение затруднено. Вы должны попытаться понять, что означают услышанные вами слова для человека, который их произносит, а не для вас. Такой подход увеличит ваши возможности для повторного общения. Это не означает, что вы должны постоянно держать рот на замке. Подходя к делу конструктивно, вы участвуете в беседе и создаете такую атмосферу, при которой человеку хочется высказаться. Вы можете делать это с помощью повторного утверждения, уяснения и конструктивных ответов.
Повторное утверждение – это означает повторение услышанного от другого человека своими словами, но без добавления собственных мыслей или суждений. Это один из лучших способов показать ребенку, что вы заинтересованы в разговоре с ним и пытаетесь понять его. Ваше сознание сосредотачивается на словах собеседника, а не на собственном суждении об услышанном. Представьте себе, что вы держите перед собеседником зеркало, так, что он может видеть отражение своих слов. Например: «значит, ты говоришь…»; «я правильно понял, что…?»; «выходит, случилось так…»; «ты имеешь в виду, что…?»
Уяснение - вы должны воспринимать общую картину как можно более полно. Добиться этого можно:
а) спрашивая: наиболее полезные вопросы – те, которые поощряют собеседника к продолжению разговора. Обычно они начинаются так: «что ты думаешь по поводу…?»; «что ты сделал, когда…?» Избегайте вопросов, на которые можно ответить одним словом или короткой фразой вроде «ты сердился?», «ты опоздал?» Такие вопросы приводят к завершению разговора. Следует также избегать вопросов, ответ на которые очевиден, - так называемых наводящих вопросов («не думаешь ли ты, что тебе следует…?»);
б) делясь своими наблюдениями: вместо того, чтобы задавать наводящий вопрос, скажите что-нибудь вроде «ты выглядишь расстроенным» или «у тебя такой вид, словно ты готов ринуться в битву»;
в) приглашая: если вашему подростку нужно помочь выразить свое желание, ненавязчиво пригласите его к разговору. «Ты хочешь поговорить об этом?»; «Мне хотелось бы выслушать тебя»; «Если хочешь, расскажи мне побольше». Если собеседник устает или смущается, поощряйте его: «Продолжай, пожалуйста»; «мне очень интересно».
Конструктивные ответы
Конструктивная реакция на услышанное – важный элемент общения. Ваша реакция должна быть не осуждающей, но направленной на то, чтобы:
а) проверить свою интуицию: «Я выслушал тебя, а теперь скажи, прав ли я, думая…»;
б) помочь подростку лучше понять, какое воздействие оказывают его слова
«Я очень рад, что ты решил поговорить об этом»;
в) исправить ошибки: «Судя по твоим словам, ты думаешь, что мне безразлично происходящее с тобой, но это не правда»;
г) быть откровенным и сдержанным. Быть откровенным не означает быть грубым. «У меня такое чувство, словно ты о чем-то умалчиваешь» звучит лучше, чем «ты лжешь!»;
д) выразить свое сопереживание: чем в большей степени вы попытаетесь понять, что может стоять за словами ребенка, тем глубже вы сможете сопереживать ему.
Сопереживание – не то же самое, что симпатия. Вам не должно нравиться все, что он делает, и вы не обязаны соглашаться со всем, что он говорит, но если вы способны понять, что он поступает в соответствии со своей логикой, вам будет легче относиться к нему с конструктивных позиций. Эмпатия – это понимание того, что все мы разделяем одну задачу: мы пытаемся выжить, как физически, так и психологически. Даже наиболее непоследовательные, возмутительные, насильственные поступки являются частью стратегий; направленных на самозащиту. Если вы слушаете с сопереживанием, то задаете себе вопросы вроде «какая потребность стоит за этим поведением?», а не говорите «это совершенно неприемлемо!»;
е) помочь вам избежать неправильных суждений
Выдвигая слишком поспешные суждения, вы рискуете:
оказаться перед необходимостью начинать все с начала, поскольку ваше суждение оказалось ошибочным;
упустить важные знания о своем ребенке из-за несогласия с его мыслями;
настроить ребенка против себя, внушив ему уверенности в том, что его не поймете.
Упражнение для практики
Это упражнение даст вам возможность попрактиковаться. Возьмите в качестве примера одну из последних проблемных дискуссий со своим ребенком и «прокрутите» ее перед своим мысленным взором. Или же напишите все, что вы можете вспомнить о его словах и поступках, как если бы это была глава из книги о вашей жизни. Теперь перепишите разговор, представив себе, что книга написана вашим ребенком. Постарайтесь вникнуть в его склад ума и представить, как может выглядеть положение с его точки зрения.
если вы переживаете психологическую боль, испытываете душевные страдания, различные страхи, невзгоды, невезения, досадные случайности, недовольны самим собой;
если вы хотите избавиться от психологических и поведенческих недостатков;
если у вас есть семейные проблемы или проблемы, связанные с личностными взаимоотношениями со значимыми людьми;
если вам нужна помощь по вопросам развития и воспитания детей;
если у вас возникли конфликты в детско-родительских, супружеских взаимоотношениях;
если боль, испытания при неудачах наводит на мысль: надо что-то изменить…
И если такое намерение зарождается в вашей душе, то Вы можете записаться на консультацию.
Вам будет оказана квалифицированная помощь:
в виде обучения некоторым приемам и формам поведения, которые могут помочь в трудных жизненных ситуациях;
будут даны научно – обоснованные, аргументированные рекомендации, как лучше всего практически решить жизненную проблему, опираясь на собственные силы и возможности, с учетом ваших индивидуально возрастных и личностных особенностей.
Мы рады Вам помочь!
Ждем Вас по адресу:
Казенное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа – Югры «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня», г.п. Пионерский, ул. Заводская, дом 2.
Контактный телефон: 8(34675) 4-04-98
Психолог
Шапошникова Любовь Александровна