Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Социальное сиротство является следствием семейного неблагополучия.
А что же такое «семейное неблагополучие», «неблагополучная семья»?
Некоторые считают, что неблагополучная семья – это синоним асоциальной семьи. Однако, существует много семей, о которых, с формальной точки зрения, нельзя сказать ничего плохого, однако для данного ребенка это семья является неблагополучной. Неблагополучные семьи – это семьи, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями.
Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль воспитания, отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, так как эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.
Выделяют следующие типы неблагополучных семей:
*Конфликтная семья – наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.
*Аморальная семья – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркомания и др.).
В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений.
*Педагогически несостоятельная семья – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.
*Асоциальная семья – семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося поведения.
В последнее время специалисты органа опеки и попечительства всё чаще и чаще сталкиваются с семьями, которые внешне являются вполне благополучными. При этом члены семьи не умеют разрешать межличностные и внутрисемейные конфликты, просто не хотят услышать друг друга, так как каждая из сторон спора уверена в своей абсолютной правоте и пытается доказать её своему оппоненту, привлекая для этого различные структуры, такие как полиция, орган опеки и попечительства и другие. Все это действие происходит в присутствии ребенка и при его непосредственном участии.
Родители забывают о том, что они и ребенок – это единое целое, в котором мама и папа являются основой для психологического развития ребёнка. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у ребёнка пропадает ощущение защищенности. В результате нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезным последствиям. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике.
Конечно, в любой семье, избежать конфликтов вряд ли получится. Важно - учиться решать их конструктивным путем. Самый приемлемый способ решения конфликтов – шаг к компромиссу. Вместо вопроса: «Кто виновен?», лучше задуматься: «А как нам поступить?»
Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, или имеет только опыт неблагополучия семьи, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.
За 10 месяцев 2023 года в отдел социального обеспечения и опеки по г. Югорску и Советскому району поступило 164 сообщения о нарушении прав ребенка. В отношении 101 ребенка, воспитывающихся в 55 семьях, установлено нарушение их прав и законных интересов. В основном, это информация о злоупотреблении родителями спиртными напитками, о ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей в связи с низким уровнем педагогической компетентности и родительской ответственности. Кроме того было несколько информаций о фактах жестокого обращения с детьми/ нанесении несовершеннолетним телесных повреждений их родителями, законными представителями.
С целью устранения семейного неблагополучия на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении составляется индивидуальная программа социально-педагогической реабилитации, в которой учитываются проблемы каждой отдельной семьи, и, исходя из них, разрабатывается план мероприятий по выходу семьи из трудной жизненной ситуации и устранению причин условий попадания детей в социально опасное положение. Мероприятия включают в себя психологическую и материальную поддержку, юридическую и медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве и т.п.