Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования Советский район
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры
Администрация Советского района
Наш адрес
628242, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Советский район,
г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 10
Приемная:
телефон: +7 (34675) 5-48-00, 5-48-10
факс: +7 (34675) 5-49-66
Эл. почта: adm@sovrnhmao.ru
Отдел по обращениям граждан:
телефон: +7 (34675) 3-02-78
25 ноября 2023

«Неблагополучная семья» = «Асоциальная семья»?

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей, вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.    Социальное сиротство является следствием семейного неблагополучия.

А что же такое «семейное неблагополучие», «неблагополучная семья»?

Некоторые считают, что неблагополучная семья – это синоним асоциальной семьи. Однако, существует много семей, о которых, с формальной точки зрения, нельзя сказать ничего плохого, однако для данного ребенка это семья является неблагополучной. Неблагополучные семьи – это семьи, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями.

Критерием благополучия или неблагополучия семьи может служить ее воздействие на детей, стиль воспитания, отношения к ребенку. Порой, даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными, так как эти нарушения, как правило, приводят к деформации личности в процессе социализации детей.

 

Выделяют следующие типы неблагополучных семей:

*Конфликтная семья – наиболее распространенный тип (до 60%), с преобладанием конфронтационного стиля отношений. К конфликтным супружеским союзам относят такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

*Аморальная семья – семья, которую характеризует забвение всяких моральных и этических норм (пьянство, драки, сквернословие, наркомания и др.).

В конфликтной и аморальной семьях положение детей оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений.

*Педагогически несостоятельная семья – семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры. Для нее характерны не только ошибки и дефекты в воспитании детей, но и нежелание что-либо изменять в содержании и методах воспитания. Такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на игнорирование общественных норм и требований, на конфронтацию с миром.

*Асоциальная семья – семья, в которой дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося поведения.

            В последнее время специалисты органа опеки и попечительства всё чаще и чаще сталкиваются с семьями, которые внешне являются вполне благополучными. При этом члены семьи не умеют разрешать межличностные и внутрисемейные конфликты, просто не хотят услышать друг друга, так как каждая из сторон спора уверена в своей абсолютной правоте и пытается доказать её своему оппоненту, привлекая для этого различные структуры, такие как полиция, орган опеки и попечительства и другие. Все это действие происходит в присутствии ребенка и при его непосредственном участии.

Родители забывают о том, что они и ребенок – это единое целое, в котором мама и папа являются основой для психологического развития ребёнка. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у ребёнка пропадает ощущение защищенности. В результате нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезным последствиям. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике.

Конечно, в любой семье, избежать конфликтов вряд ли получится. Важно - учиться решать их конструктивным путем. Самый приемлемый способ решения конфликтов – шаг к компромиссу. Вместо вопроса: «Кто виновен?», лучше задуматься: «А как нам поступить?»

Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании. Семья дает ребенку чувство защищенности, опыт уважения и доверия к взрослым, сотрудничества, взаимной поддержки, заботы и ответственности. Ребенок, который лишен опыта семейной жизни, или имеет только опыт неблагополучия семьи, неизбежно деформируется как в личностном, индивидуальном, так и социальном плане.

            Отделом социального обеспечения и опеки по г. Югорску и Советскому району (Территориальный координационный центр по внедрению системы договоременного ухода) КУ Агентства социального благополучия населения Югры (далее - отдел социального обеспечения и опеки по г. Югорску и Советскому району) в ходе осуществления своей деятельности, а также по сообщениям, поступившим от граждан и учреждений, выявляются дети, чьи права и законные интересы нарушены.

За 10 месяцев 2023 года в отдел социального обеспечения и опеки по г. Югорску и Советскому району поступило 164 сообщения о нарушении прав ребенка. В отношении 101 ребенка, воспитывающихся в 55 семьях, установлено нарушение их прав и законных интересов. В основном, это информация о злоупотреблении родителями спиртными напитками, о ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей в связи с низким уровнем педагогической компетентности и родительской ответственности. Кроме того было несколько информаций о фактах жестокого обращения с детьми/ нанесении несовершеннолетним телесных повреждений их родителями, законными представителями.

С целью устранения семейного неблагополучия на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении составляется индивидуальная программа социально-педагогической реабилитации, в которой учитываются проблемы каждой отдельной семьи, и, исходя из них, разрабатывается план мероприятий по выходу семьи из трудной жизненной ситуации и устранению причин условий попадания детей в социально опасное положение. Мероприятия включают в себя психологическую и материальную поддержку, юридическую и медицинскую помощь, содействие в трудоустройстве и т.п.

Возврат к списку